Виды тканей

Лен

лен

Лен - основная ткацкая культура в Украине. При его выращивании получают три ценных виды продукции - высококачественное волокно, высыхая масло и техническую сырье (костра). Волокно характеризуется высокими технологическими качествами - прочностью, гибкостью, Тонина. По прочности оно в два раза превышает хлопковое и в три раза - шерстяное. Из него изготавливают много бытовых, технических, тарных и упаковочных тканей. Они прочны, устойчивы против гниения, имеют высокие гигиенические качества. Интересно, что прочность льняного волокна при намокании не уменьшается, а наоборот - даже возрастает. Вот почему из него издавна делали рыболовные сети, а льняную ткань использовали на паруса. Очень много льняной ткани идет на мешки и как упаковочный материал.

Лен обыкновенный (Linum usitatissimum) - однолетнее травянистое растение с голым, цилиндрическим стеблем, вверху разветвленным, до 1,5 м высотой. Листья ланцетовидные, очередные. Цветки небесно-синие или фиолетовые, с цветоножками, собранные на верхушке стебля в жидкую метелку. Чашечка пятичленна, венчик - пятипелюстковий, тычинок пять. Плод - растрескиваний коробочка с многочисленными светло-коричневыми блестящими семенами. Растение цветет в июне. В Древнем Египте им засевали поля, стебли искусно обрабатывали вручную, превращая в тонкое льняное полотно. Древние греки носили льняную одежду, а римские солдаты гордились своими льняными панцирями, которые защищали кожу от ранений.

Хлопок

хлопокХлопок - волокно растительного происхождения, которое производят из коробочек хлопчатника - кустовидные растения рода Gossypium, родиной которой достоверно является Индийский субконтинент и тропические и субтропические районы Африки и Америки. Волокна хлопка чаще перерабатывают в нитку, которую используют для изготовления мягкого, «дышащего» текстиля, из которого шьют одежду, наиболее распространенный среди видов одежды из натурального волокна, белье, полотенца. Английское название cotton происходит из арабского названия qutun, что означает «хлопковое волокно». Испанский название algodón имеет ту же этимологию, тогда как украинский хлопок и польский bawelna происходят от немецкого названия Baumwolle, что означает «шерсть дерева».
Волокно хлопка после очистки его от семян, примесей воска и протеина состоит практически из чистой целлюлозы - природного полимера.

Когда плод хлопчатника созревает, коробочка раскрывается. Волокно вместе с семенами - хлопок-сырец - собирается на бавовноприймальних пунктах, откуда его отправляют на хлопкоочистительный завод, где отделяют волокна от семян. Здесь же разделяют волокна по длине, наиболее длинные волоски от 20-25 мм и есть хлопок-волокно.

Первым орудием для очистки хлопка от семян в Индии была так называемая «чурка», которая состояла из двух валков, причем верхний был неподвижен, а нижний вращающийся рукояткой. Хлопок с семенами подается между валиками, валик захватывает волокно и протягивает его на другую сторону, а семена, не может пройти между валиками, отрывается и падает впереди. При этой операции два-три переменных рабочие могли очистить за день не более 6-8 кг чистого хлопка. Поэтому о большой и дешевое производство хлопка не могло быть и речи.

Мех

мехКлимат Украины, как известно, довольно строгий и теплую одежду нашему населению всегда был нужен не менее чем на шесть, а то и на семь месяцев в году. Вот почему в Украине мех всегда было любимым материалом для изготовления верхней теплой одежды, как для мужчин, так и для женщин. Когда-то наши предки употребляли для одежды мех из диких и домашних животных. С домашних всего использовались овцы, а из диких - медведи, лисы и волки, а на узгир`и карпатских гор олени. Теперь в основном кожухи шьют из овечьих шкур и только весьма состоятельные люди имеют кожухи из лисы. Волки, медведи и олени уже редко встречаются в украинских лесах, а потому и не удивительно, что кожухи из меха этих животных стали большой редкостью. Для красоты теплой верхней одежды всегда использовались меха мелких диких животных, как вот куниц, соболей, горностаев, бобров и белок.

С старых литературных памятников известно, что уже в IX-XII веках славянские племена платили дань своим и чужим князьям Куничах и беличьей мехом. Так, с Лаврентьевской летописи узнаем, что хазары брали с полян, северян и в`ятичив по беличьей хутрини со двора, а варяги брали с деревянной по одной черной куницы. Наша княгиня Ольга тоже приказала дере-вянет платить ей дань мехом. В той же летописи говорится, что Игорь, Ольга и Святополк, когда садились на княжеский стол, то раздавали меховую одежду и кожи куниц своим дружинникам. Автор "Слова о полку Игореве", живший в XII веке, сетуя на русских князей, писал:

А князі самі собі крамолу кували,
а погание самі з побідами рискаючи по руській землі,
данину взимали:зо всякого двора, білку.

В той же старокняжий поэме, Ярославна, плача на путивливський стене, приговаривает:

Полечу я зузулею по Дунаю,
омочу рукав бобровий у Каял-ріку...”

С древней народной творчества узнаем, что в древней Украины количеством меха и меховой одежды определялось богатство хозяина. В одной колядке поется:

В тебе шуби соболеві,
Горностаї королеві...

А в галицкой щедривци говорится о том, как богатая хозяйка, отправляя свою челядь на охоту, приказывает ей:

Тур-оленя вбийте,
Роги зшибите, шубу здійміте,
Ой, принесіте та повісте,
Та повісьте в новій світлиці,
В новій світлиці та на стіночці,
Все ж то-то буде, гей, ґаздиночці.

И это, как видно из содержания щедривки, является найбагат ший подарок хозяйке от ее челяди.
В Лаврентьевской летописи под годом 1068-м читаем следующее:"Двор жь княжеского розграбиша, безчисленое множьство злата и сребра, кунами и бтЬлью ..." Как видим, в древней Украины-Руси мех расценивалось наравне с серебром и золотом.

О древних кожевников и кожемякив есть много упоминаний в народных сказках и преданиях. Старейшая и, пожалуй, и самая интересная из этих сказок е сказка о Кирилле Кожем`яку;здесь Ко-жем`яка изображен как народной богатырь-силач, ибо "он кожи м`яв, а потому и много сил было ... а силы имел так много, что и свирепого змея поборол таки того, что жил под Киевом и людей хватал ". Именно потому, что такому важному герою народной сказки приписывается ремесло кожемякы, мы можем видеть, какое большое значение в древнем быту имел одежду из выделанных шкур.

14 февраля 2011